ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России

Новости

30.12.2021

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА XXI ВЕКА

Профессия врача – одна из немногих профессий, которая требует совершенного владения приемами и способами эффективного общения, как с пациентами, их родственниками, так и с коллегами.

К профессиональной деятельности врача предъявляют все новые требования, главным из которых является компетентность, а компетенции врача 21 века – это не только глубокое биомедицинское знание, но и критическое мышление, способность решать профессиональные задачи в разных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

Наталия Геннадьевна Королева
и.о. заведующего кафедрой иностранных языков, менеджер центра развития коммуникативной компетенции, кандидат педагогических наук, доцент, член Европейской Ассоциации преподавателей английского языка для медицинских специальностей

«В 21 веке с его высокими темпами технологизации понятие «софт-скиллс», и вообще, умение общаться, умение прогнозировать свое общение, анализировать свой коммуникативный опыт является тем ключевым моментом, который необходимо формировать, наверное, у всех профессий. И самой актуальной профессией в этом смысле сегодня является самая социальная профессия – это профессия врача»

Деятельность врача – это не только его знания и умения, особенности профессионального мышления, но и личностные качества, умение выстроить диалог. Для студентов 3 курса по специальности «Лечебное дело» в СЗГМУ им. И.И. Мечникова была введена новая дисциплина – «Коммуникативные навыки врача».

При разработке программы использовали опыт европейских коллег по формированию коммуникативных компетенций, обучение навыкам пациент-центрированного общения. Образовательный проект поддержала Европейская комиссия в рамках программы Erasmus+.

Наталия Геннадьевна Королева
и.о. заведующего кафедрой иностранных языков, менеджер центра развития коммуникативной компетенции, кандидат педагогических наук, доцент, член Европейской Ассоциации преподавателей английского языка для медицинских специальностей

«Обучение будущего врача определенным тактикам, алгоритмам, механизмам общения поможет ему в будущем минимизировать риски, существующие на сегодняшний день в рамках данной социальной профессии. Целенаправленное, поэтапное формирование коммуникативной компетенции, которое после 3 курса будет логически усилено в процессе прохождения практики летней и последующим курсом, направлено специфически на анализ и адаптацию техник пациент-ориентированного общения»

Кроме того, при разработке занятий учли важный момент – недостаток у студентов профессионального общения с пациентом, и использовали методику виртуального пациента: в ходе просмотра разных сценариев медицинской консультации студенты анализируют действия врача, а система делает вывод, насколько компетентен обучающийся в данной ситуации.

Наталия Геннадьевна Королева
и.о. заведующего кафедрой иностранных языков, менеджер центра развития коммуникативной компетенции, кандидат педагогических наук, доцент, член Европейской Ассоциации преподавателей английского языка для медицинских специальностей

«Данный набор видеозаписей мы можем представлять нашим студентам как в определенной последовательности для того, чтобы проанализировать все возможные нюансы, так и составить из определённого набора видеофрагментов идеальный или абсолютно неправильный вариант развертывания событий в рамках определенного сюжета. Основой виртуального пациента является валидизированный, выверенный клинический случай»

Структура занятий разработана таким образом, что студенты самостоятельно могут определять цели занятий именно для себя и готовить тот материал, который поможет им развиваться в будущем. В этой дисциплине используют инновационные педагогические подходы – симулирование реальных ситуаций общения в профессиональной среде, коммуникативный разбор ситуации, критическая оценка ошибок, что позволяет студентам самостоятельно спрогнозировать развертывание ситуации общения.

Справка:

Международный образовательный проект «FOstering the doctoR of the 21st century: education for patient-centered communication» (FOR 21)/«Формирование компетенций врача 21 века: обучение навыкам пациент-центрированного общения» (номер грантовой заявки - 619037-EPP-1-2020-1-EL-EPPKA2-CBHE-JP).

Проект создавался и реализовывается в рамках программы Erasmus+ CBHE, нацеленной на поддержку инновационных инициатив университетов разных стран и модернизацию высшего образования.

Проект FOR21 объединил 3 Европейских университета и 6 университетов из стран СНГ:

·         Aristotle University of Thessaloniki (Греция)

·         University of Leeds (Великобритания)

·         University of Oulu (Финляндия),

·         Северо-Западный Государственный Медицинский университет имени И.И. Мечникова (Санкт-Петербург),

·         Тюменский Государственный медицинский университет (Тюмень),

·         НАО «Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова (Алматы),

·         НАО «Медицинский университет Караганды (Караганда),

·         Самаркандский государственный медицинский институт (Самарканд),

·         Ташкентская медицинская академия (Ташкент).

В рамках проекта будут созданы в университетах центры коммуникативных компетенций с целью модернизации медицинского образования и обеспечения технической и методической поддержки процесса формирования коммуникативной компетенции будущей врачей.

 


Количество показов: 448

Возврат к списку