16-18 сентября 2021 года в Нижнем Новгороде состоялась долгожданная встреча специалистов по симуляционному обучению в медицине. Сразу два больших мероприятия впервые прошли в гибридном формате (очно / онлайн) – Юбилейный X Съезд общероссийской общественной организации «Российское общество симуляционного обучения в медицине» (РОСОМЕД) и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации. РОСОМЕД-2021».
Для участников были подготовлены интересные доклады от ведущих российских и зарубежных экспертов медицинского образования, виртуальная выставка, опросы и голосования, профессиональное общение и чаты по интересам. Онлайн-формат позволит принять участие всем, кто не смог приехать.
Основные направления конференции:
СЗГМУ им. И.И. Мечникова неизменно представлял начальник учебного управления Захар Вадимович Лопатин:
«Я принимаю участие в этой конференции ежегодно отчасти еще, потому что я являюсь членом правления Президиума этого общества. Активно участвовал в подготовке сетки конференции и организации ее проведения. В этом году я модерировал секцию по цифровым технологиям в симуляционном обучении и участвовал в панельных дискуссиях по кадровым вопросам и формированию коммуникативных компетенций у специалистов. Я принимаю участие в съездах и конференциях с 2014 года и могу отметить, что за последние 7 лет медицинское образовательное сообщество по-другому смотрит на использование симуляционного оборудования. Если в 2015-2016 гг. мы скорее хвастались тем, какие симуляторы у нас есть в наличии, в 2017 году рассказывали, как их используем в аккредитации и обучении, а в этом году мы делимся результатами научных исследований в области медицинского образования. Безусловно, мы становимся более квалифицированными в этой области, и это направление развивается в Российской Федерации.
С 2014 года во многие образовательные стандарты внесены изменения в части использования симуляционных методик, например по ординатуре специально выделена подготовка с использованием симуляторов, - так называемый симуляционный курс в объеме 108 часов; по программам специалитета также используются симуляционные технологии при подготовке специалистов.
Встреча была крайне долгожданной, за эти два года накопился очень большой опыт у всех участников конференции. Особенно запомнились панельные дискуссии. Это были не стандартные доклады и ответы на вопросы, а три дискуссионные площадки с участниками, работа которых заключалась именно в общении и обсуждении проблем не только между модераторами секции, но и с участниками зала. Очень активно принимали участие в дискуссии посетители секций и даже были выделены структурированные обоснованные предложения по дальнейшему развитию, которые были внесены в резолюцию.
Кроме того обсуждалась научная деятельность с помощью симуляционных технологий, поскольку с использованием симуляторов можно проводить исследования в области образования, и в этом году эта тема впервые была затронута. Некоторые доклады участников дали основание полагать, что мы можем развивать науку и в этом направлении.
Отмечу, что сегодня любая образовательная организация, симуляционный центр выделяется какими-то своими педагогическими технологиями. Кто-то делает акцент на повышение квалификации врачей, кто-то использует инновации в акушерстве и гинекологии, кто-то проводит исследования со студентами, изучая качество их подготовки. В каждом вузе свои достижения, и на этой конференции мы могли ими поделиться. Это одна из главных наших целей – делиться своими наработками и опытом. Например, наш университет в сотрудничестве с Уральским государственным медицинским университетом и Красноярским государственным медицинским университетом им. В.Ф. Войно-Ясенецкого образовали консорциум по развитию Soft skills (гибкие навыки) у специалистов. Мы проводили исследования среди преподавателей и студентов об их отношении к мягким навыкам, и какими они должны быть. Получив от них обратную связь, и на этом основании, мы можем сказать насколько будут удовлетворены выпускники нашими образовательными программами. Сейчас мы даже модернизировали новую образовательную программу по ФГОС ВО (3++) по специальности «Лечебное дело», добавив туда коммуникативные навыки. На сегодняшний день это одна из ведущих компетенций у специалистов, которые требуются на рынке. Отмечу, что коммуникативные навыки достаточно сложно сформировать без использования симуляторов. У нас, например, на курсе более 500 обучающихся, и обеспечить дисциплину симулированными пациентами сложно, поэтому мы используем новые технологии, такие как виртуальные пациенты.
Как раз в этом году в нашем университете стартует эта дисциплина «Коммуникативные навыки» для студентов третьего курса по специальности «Лечебное дело» и уже в октябре-ноябре будут проводиться первые занятия с использованием виртуальных пациентов».
По итогам встречи наши сотрудники были отмечены наградами:
Справка: